Архангельская область — один из старейших регионов России. В верховьях Онеги обнаружены стоянки первобытных охотничье-рыболовецких племён эпохи неолита.
Заселение и хозяйственное освоение русскими побережий северных морей началось почти тысячу лет назад. Продвигаясь на Север по долинам Онеги и Северной Двины, новгородцы ещё в конце X века вышли к южным берегам Студёного (Белого) моря. Основой хозяйственной жизни здесь стало рыболовство, а позднее и морской зверобойный промысел. Исстари поморы занимались также земледелием и скотоводством. В поморских селениях столетиями совершенствовался и передавался из поколения в поколение опыт мореходства и промысла в водах сурового Заполярья. На своих лёгких парусных судах архангельские мореходы вышли в открытый океан, открыли многие полярные острова и основали поморские поселения на островах Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Моржовец.
На протяжении XII-XV вв. происходило освоение бассейна Северной Двины, Онеги, Мезени, островов Белого моря. Территория заселялась сначала новгородцами, затем переселенцами с верхней Волги. Через архангельские земли шло проникновение русских на Урал и в Зауралье. На пересечении торговых путей (пушнина, рыба, соль, хлеб, изделия из железа, льна) возникали новые поселения: Вельск (1137 г.), Шенкурск (1315 г.), Холмогоры (1328 г.), Каргополь (1380 г.), Сольвычегодск (1492 г.) и др.
На Большом Соловецком острове — крупнейшем острове архипелага — в 1429 г. был основан Соловецкий мужской монастырь, который играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. Велика была роль Соловецкого монастыря как пограничной северной крепости, не раз успешно отражавшей нападения шведов. В XVII в. это был один из центров раскола. В течение пяти веков Соловецкие острова использовались как место ссылки, в том числе для политических заключённых. После Октябрьской революции монастырь был упразднён. В 1967 г. здесь создан музей. В 1991 г. Соловецкий монастырь возвращён Русской православной церкви.
После установления морских торговых связей Русского государства с Англией и другими странами Западной Европы в 1584 г. по указу царя Ивана Грозного был основан первый морской порт в устье Северной Двины. Первоначально он назывался Новохолмогоры, а с 1613 г. — Архангельском. До возведения Петербурга Архангельск был единственным выходом к морю, центром судостроения (Соломбальская судоверфь) и внешнеторговым портом.
Новую страницу в истории Архангельского Севера открыли приезды Петр I в Архангельск в 1693, 1694 и 1702 годах. По воле царя-реформатора была возведена Новодвинская крепость, под стенами которой произошло сражение со шведами (25-26 июня 1701 года) — эта победа была первой в Северной войне. После этой битвы иностранные захватчики уже ни разу не осмеливались подойти к Архангельску с моря.
Архангельский край сыграл важную роль в освоении Арктики и побережья Европейского Севера и Сибири. Из Архангельска отправлялись многочисленные северные экспедиции (В. И. Беринга, В. А. Русанова, А. М. Сибирякова, Г. Я. Седова и др.). В XVII-XIX вв. поморы несли на просторы бескрайней Сибири и Русской Америки хлебопашество и ремёсла, искусство судостроения, усовершенствованные методы озёрно-речного и морского промыслов.
Уже в 1708 г. Архангельск стал центром одной из первых губерний, и своего значения в качестве региональной столицы и порта не утратил до сих пор. В конце XIX-начале XX в. это был крупный лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Помимо лесопиления, важную роль в северной экономике играли лесохимические, кожевенные и мукомольные производства. Большое значение для промышленного развития города и порта имело строительство в конце XIX века железной дороги, связавшей Архангельск с центром России и открывшей морской путь сибирскому хлебу за границу.
Близ Холмогор на о. Курострове в 1711 году родился М. В. Ломоносов.
Область образована в современных границах в 1937 году, до этого входила в Северный край (1929-1936 гг.) и Северную область (1936-1937 гг.).
Архангельские губернаторы
Указом Петра I в 1708 году было образовано 8 губерний, в их числе Архангельская. Губернатор назначался царём и предоставлял ему ежегодно отчёты о вверенной губернии. Он имел неограниченные права, ему подчинялась полиция, а в случае беспорядков и войска. В разные годы высшими административными лицами в губернии являлись губернаторы (1708-1780), генерал-губернаторы (1780-1796), военные губернаторы (1797-1807) и гражданские губернаторы (1780-1917).
Сначала губернаторы размещались в освобождаемых для них каменных домах или монастырских подворьях. В 20-х годах XIX века в Архангельске на углу Троицкого и Воскресенской специально построили губернаторский особняк с великолепным садом. Сейчас на фундаменте этого дома и Присутственных мест стоит здание областной администрации.
За два века на Севере сменилось около 80 губернаторов. Среди них были родовитые дворяне и офицеры из обедневших дворянских семей, достигшие высоких чинов, выходцы из ученого мира и бывшие декабристы. Губернаторы задерживались на одном месте не более 2-3 лет. Их назначали совершенно произвольно и постоянно передвигали по России. Часто в Архангельск назначали за какие-то провинности. Случалось, что некоторые отправлялись сюда ради получения высокого чина и материальных благ. Тем не менее, для большинства архангельское губернаторство стало проверкой профессионализма и административных способностей.
Архангельская область в советский период
23 сентября 1937 года ЦИК СССР утвердил постановление Всероссийского ЦИКа о разделении Северной области на Архангельскую с центром в г. Архангельске и Вологодскую с центром в г. Вологде.
На момент образования в состав Архангельской области входили: Ненецкий национальный округ и 30 районов: Березниковский (Виноградовский), Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Емецкий, Каргопольский, Карпогорский, Коношский, Котласский, Красноборский, Лальский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Няндомский, Онежский, Опаринский, Пинежский, Плесецкий, Подосиновский, Приморский, Приозерный, Ровдинский, Устьянский, Холмогорский, Черевковский, Шенкурский, Большеземельский, Канино-Тиманский и Нижне-Печорский.
Исполнительный комитет Архангельского областного Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов) являлся исполнительно-распорядительным органом, подотчетным Совету. Он был коллегиальным органом государственного управления, осуществляющим повседневное руководство всем хозяйственным и культурным строительством на территории области.
Председатели исполнительного комитета Архангельского областного Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов)
* КОЧУРОВ Григорий Федорович (октябрь 1937 — июль 1938)
* ЖИДИЛЯГИН Василий Филатович (июль 1938 — март 1939)
* ОГАРКОВ Михаил Андреевич (апрель 1939 — октябрь 1942)
* ФЁДОРОВ Александр Григорьевич (октябрь 1942 — ноябрь 1946)
* ЛАТУНОВ Иван Сергеевич (ноябрь 1946 — сентябрь 1948)
* МИНИН Пётр Васильевич (сентябрь 1948 — сентябрь 1952)
* МОЛИКОВ Сергей Иванович (сентябрь 1952 — март 1957)
* НОВИКОВ Константин Александрович (март 1957 — ноябрь 1960)
* АГИБАЛОВ Владимир Григорьевич (ноябрь 1960 — июнь 1965)
* КОСТРОВ Константин Константинович (июнь 1965 — июнь 1975)
* ТРЕТЬЯКОВ Виктор Михайлович (июнь 1975 — апрель 1990)
* БАЛАКШИН Павел Николаевич (апрель 1990 — октябрь 1991)
Главы админиcтрации Архангельской области
* БАЛАКШИН Павел Николаевич (1 октября 1991 — март 1996)
* ЕФРЕМОВ Анатолий Антонович (4 марта 1996 — 14 апреля 2004)
* КИСЕЛЁВ Николай Иванович (14 апреля 2004 — 14 апреля 2008)
* МИХАЛЬЧУК Илья Филиппович (с 18 апреля 2008 года по настоящее время)
В соответствии с проектом закона «О Правительстве Архангельской области» с 20 мая 2009 года высшее должностное лицо региона именуется «Губернатор Архангельской области».
история
Модератор: mishany
-
- SuperAdmin
- Сообщения: 89
- Зарегистрирован: 03 май 2011, 14:31
- Пол: Мужской
- Благодарил (а): 78 раз
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
-
- SuperAdmin
- Сообщения: 89
- Зарегистрирован: 03 май 2011, 14:31
- Пол: Мужской
- Благодарил (а): 78 раз
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
-
- профи
- Сообщения: 184
- Зарегистрирован: 26 янв 2012, 20:15
- Пол: Мужской
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 7 раз
- Контактная информация:
Северный край России. Беломорье... Земля первых российских мореходов, земля, где родился величайший русский ученый М. В. Ломоносов. Столицей Беломорья является Архангельск, город с почти полумиллионным населением.
Одно из первых упоминаний в истории российской о новом северном городе относится к 1584 году, когда была „писана на Москве" грамота царя Ивана Грозного двинским воеводам П. А. Нащекину и А. Н.Залешанину-Волохову с указанием „по¬ставить город". Воеводы „Архангельский город деревянной поставили однем годом на Пур Наволоке над Двиною рекою..." - сообщает двинский летописец. Первыми строениями вокруг Михаило-Архангельского монастыря были крепость, гостиные дворы для купцов и морская пристань.
Жизнь этого города на протяжении четырех веков связана с морем. В XVI - XVII веках он был единственным морским портом, через который широко велась торговля с европейскими странами. С конца XVII века здесь берет начало отечественное судо¬строение. После основания Петербурга архангельский морской порт теряет свое былое значение, но от его причалов в полярные исследовательские путешествия отправляются многие экспедиции, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пах¬тусова, Г. Я. Седова и другие.
В XIX - XX веках Архангельск развивается как крупный лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Нелегкий и упорный труд северян в первые годы Советской власти принес ему славу „валютного цеха страны".
Архангельск сегодня - развитый промышленный, научный и культурный город на европейском Севере нашей страны. Это крупнейший на Белом море морской и речной порт, железнодорожный узел, средоточие многих авиалиний. Его промышлен¬ность разнообразна, но ведущее место занимают отрасли, которые связаны с переработ¬кой древесины,- лесопильная, целлюлозно-бумажная, а также с морем - судостроитель¬ная и судоремонтная. Развита промышленность стройматериалов и пищевая.
В городе три музея, два профессиональных театра, Государственный академиче¬ский северный русский народный хор. В Архангельске находится один из центров худо¬жественных промыслов - объединение „Беломорские узоры".
Жители города бережно охраняют памятники архитектуры прошлого. Из сохранив¬шихся особенно примечателен Гостиный двор, построенный в XVII веке. Многие дере¬вянные и каменные архитектурные памятники, взятые под охрану государством, распо¬ложены вокруг Архангельска. Недалеко от города, в холмистой, поросшей густым лесом местности раскинулся „музей под открытым небом" - Малые Карелы. Над его созданием работали ученые, архитекторы, художники, энтузиасты, стремящиеся сберечь национальное наследие.
Одно из первых упоминаний в истории российской о новом северном городе относится к 1584 году, когда была „писана на Москве" грамота царя Ивана Грозного двинским воеводам П. А. Нащекину и А. Н.Залешанину-Волохову с указанием „по¬ставить город". Воеводы „Архангельский город деревянной поставили однем годом на Пур Наволоке над Двиною рекою..." - сообщает двинский летописец. Первыми строениями вокруг Михаило-Архангельского монастыря были крепость, гостиные дворы для купцов и морская пристань.
Жизнь этого города на протяжении четырех веков связана с морем. В XVI - XVII веках он был единственным морским портом, через который широко велась торговля с европейскими странами. С конца XVII века здесь берет начало отечественное судо¬строение. После основания Петербурга архангельский морской порт теряет свое былое значение, но от его причалов в полярные исследовательские путешествия отправляются многие экспедиции, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пах¬тусова, Г. Я. Седова и другие.
В XIX - XX веках Архангельск развивается как крупный лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Нелегкий и упорный труд северян в первые годы Советской власти принес ему славу „валютного цеха страны".
Архангельск сегодня - развитый промышленный, научный и культурный город на европейском Севере нашей страны. Это крупнейший на Белом море морской и речной порт, железнодорожный узел, средоточие многих авиалиний. Его промышлен¬ность разнообразна, но ведущее место занимают отрасли, которые связаны с переработ¬кой древесины,- лесопильная, целлюлозно-бумажная, а также с морем - судостроитель¬ная и судоремонтная. Развита промышленность стройматериалов и пищевая.
В городе три музея, два профессиональных театра, Государственный академиче¬ский северный русский народный хор. В Архангельске находится один из центров худо¬жественных промыслов - объединение „Беломорские узоры".
Жители города бережно охраняют памятники архитектуры прошлого. Из сохранив¬шихся особенно примечателен Гостиный двор, построенный в XVII веке. Многие дере¬вянные и каменные архитектурные памятники, взятые под охрану государством, распо¬ложены вокруг Архангельска. Недалеко от города, в холмистой, поросшей густым лесом местности раскинулся „музей под открытым небом" - Малые Карелы. Над его созданием работали ученые, архитекторы, художники, энтузиасты, стремящиеся сберечь национальное наследие.
http://vk.com/club44709363
т.89522518122 *БОИНГ*Н419АМ
т.89522518122 *БОИНГ*Н419АМ
-
- профи
- Сообщения: 184
- Зарегистрирован: 26 янв 2012, 20:15
- Пол: Мужской
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 7 раз
- Контактная информация:
СОЛОМБАЛЬСКАЯ СУДОВЕРФЬ
Остров Соломбальский, или Соломбала, отделен от города Архангельска протокой Северной Двины Кузнечихой. С двух других сторон остров омывается протоками Маймаксой и Повракулкой. В юго-западной части остров пересекается Соломбалкой и Повракулкой. Протяженность острова 8,5 верст. Остров делился на три малых острова: Банный, Никольский и Большой Соломбальский.
Истинной Соломбалки в настоящее время нет, она засыпана была в процессе строительства и расширения верфи.
Рукава Северной Двины Кузнечиха и Маймакса при слиянии своем образуют Лапоминскую гавань, где с давних пор приспособились и отстаивались купеческие и военные суда, находя здесь укрытия от весеннего ледохода.
В границы Архангельского порта, кроме Лапоминской и Повракульской гаваней, входили в прежние времена еще Ширшинский завод, Адмиралтейский, морской госпиталь и учебная батарея с пороховыми погребами.
До начала строительства судостроительной верфи на острове находилась деревня Соломбала, называвшаяся еще Терпиловым станом. На острове были обширные сенокосы. Крестьяне занимались здесь заготовкой сена и рыбными промыслами. Три тони: в реках Соломбалке и Курье; на Березовском устье; в Лапоминской гавани давали крестьянам довольно богатые уловы. Все эти земли писцом Мироном Вельяминовым в 1622 - 1623 гг. были записаны за крестьянином Борисом Ивановичем Коптяковым, десятским деревни Соломбалы.
Поводом к строительству крепости на Пур-Наволоке и пристаней для иностранных судов послужило, конечно же, не появление Ченслера в Белом море, а потери Иваном Грозным в Ливонской войне всех выходов к Балтийскому морю. Этим же и объясняется столь необычная спешка - поставить одним годом крепость вокруг Михайло-Архангельского монастыря и объявить ее городом, опорным пунктом на выходе в Белое море.
Чтобы привлечь иностранцев к новообразованному порту, русский царь даровал заморскому купечеству обширные льготы, что чрезвычайно стесняло русскую торговлю, русское купечество. Русские товары выменивались за бесценок.
Архангельский порт постепенно становился центром торговых сношений России с процветающей Европой. Административный центр поначалу был в Холмогорах, но уже к первому приезду Петра I в Архангельск - в 1693 году - в Архангельск ежегодно приходило до 40 заморских кораблей, и в Архангельске было 29 домов, принадлежавших иностранному купечеству.
Петр I прибыл в Архангельск 30 июля, в воскресенье, в 8 часов дня, как записано в "Высочайших пришествиях" архиепископом Афанасием, "и стругами изволил остановиться ниже города у Моисеева острова, и обитать изволил на том же острове в государских светлицах, на пришествие его государское новопостроенных".
19 сентября 1693 г. Петр I "изволил путешествовать от Архангельского города ко своему царствующему великому граду Москве".
Соломбальская судостроительная верфь была заложена в год приезда Петра I в Архангельск, но есть сведения, что попытку основать судостроение в Архангельске, именно на Соломбальском острове, предпринимал еще Борис Годунов в 1602 г. Более того, в "Описании Российской империи" Ивана Пушкарева говорится: "Как первый опыт кораблестроения, должно заметить постройку в Архангельске в 1581 году морского гальота. Его построили голландцы, и по два года производили на нем плавание по Белому морю, но в 1584 году гальот разбился, и строение кораблей не было продолжено". Если здесь нет никакой опечатки, то остается предполагать, что гальот был построен на одной из крестьянских верфей, которые издревле успешно работали на строительстве беломорских судов. Но в 1581 г. в Архангельске никакого строительства не могло быть, поскольку Архангельска еще не было.
Соломбальская верфь, заложенная в 1693 году, стала важным центром морского кораблестроения России. Она была крупнейшей мануфактурой феодального Севера России. В 1713 году на верфи работало 600 человек из посадских и крестьян. Временами на этом старейшем судостроительном предприятии России работало до 5 - 6 тыс. человек. К 1718 году было построено 12 кораблей. На верфи строились 32-, 52- и 74-пушечные корабли с экипажами до 450 человек. Эти корабли поступали в состав Балтийского флота и Северной флотилии. Проводка кораблей из Архангельска в Балтийское море совершалась вокруг Скандинавии. С 1801 по 1842 г. на Балтику таким образом было проведено 85 судов. Первая проводка была осуществлена в 1710 году.
Для обслуживания верфи работали лесопилки на Мосеевом острове, на реке Кузнечихе, в Ширше. На Мосеевом острове пильная мельница приводилась в действие силой ветра. В 1721 году Адмиралтейство построило вторую такую ветряную мельницу на высоком берегу Северной Двины.
Ширшинская мельница была водяной и принадлежала Сийскому монастырю. На ней работали приписные крестьяне, перерабатывали зерно на муку. В 1706 году эта мельница была взята в казну, переоборудована для "растирания бревен" на брусья и доски, продолжая молоть и зерно. В 1785 году она превратилась в крупный завод для обслуживания верфи. Здесь работали каменно-литейный, токарный, якорный, кузнечный цеха, в которых было занято до 250 человек. Завод производил платформы для пушек, гвозди, скобы, громоотводы и даже компасы. Металл доставлялся с Урала, от красноборских металлургов, с купеческих Усть-Сысольских заводов.
Соломбальская верфь за все время своего существования построила 500 судов различного типа: яхты, шнявы, флейты, брандеры, фрегаты, корабли, боты, гукоры, пинки, лихтеры и киль-лихтеры, бригантины, катера, канонерские лодки, шлюпы, плавучие батареи, тендеры.
Суда строились не только в Соломбале, но и в самом Архангельске, на Быку, в Маймаксе и во многих других прибрежных селениях: Вавчуге, Холмогорах, на Курострове, в Мезени, в Сии, на Соловках, в Пинеге, в Онеге, Солзе, Ширше, Кеми.
Названия судов "Святой Павел" и "Святой Петр" повторялись несколько раз: "Святой Павел" - не менее трех; "Святой Петр" - не менее семи.
Два или три корабля были названы именем "Соломбала" в разные годы. Давались имена городов: Полтава, Вологда, Кола, Устюг, Архангельск, Кронштадт, Каргополь, Холмогоры, Москва, Астрахань, Ревель, Саратов, Тверь, Берлин, Гамбург, Дрезден, Азов; частей света - Азия, Европа, Африка, Америка. Одно из судов, построенных в Соломбале в 1859 г., было названо именем "Ломоносов".
В XVII веке и до начала XVIII века через Архангельский торговый порт проходило до 85% внешнеторгового оборота России.
В 1785 году число постоянных жителей Соломбалы составляло 1253 мужского и 642 женского пола.
С 1777 по 1787 гг. иностранцы купили 70 кораблей архангельской постройки.
XVII и начало XIX века были периодом бурного развития купеческого парусного кораблестроения. В 1810 году архангелогородские купцы Попов и Куницын построили по 5 судов, Фонбрин - 4, Дубленый - 2, холмогорцы Кочнев, Ермолин и Кулаков - по одному судну, а всего за этот год было построено 21 судно.
В середине XIX века наступило резкое сокращение торгового морского судостроения на Архангельских верфях, а в 60-х годах почти прекратилось. В 1862 году высочайшим повелением упразднялся главный порт в Архангельске. Замерла на время и судостроительная верфь. Причина было в том, что деревянный флот выходил из употребления, требовались корабли с металлической обшивкой корпусов, но ни в Архангельске, ни в ближайшем расположении от него не было металлургических заводов, не было машиностроительных предприятий и даже не было надежной связи, скажем, железных дорог с промышленными центрами России. Во-вторых, интенсивная вырубка корабельных рощ вдоль Северной Двины способствовала быстрому ее обмелению, а по этой причине все труднее стало выводить построенные на Соломбальской верфи корабли. Как бы там ни было, а правительство России было крайне заинтересовано в валютных поступлениях в казну за счет экспорта российских товаров, в первую очередь, древесины. Поэтому вскоре на Северной Двине появились землечерпалки и земснаряды, купленные за границей за большие деньги. Нужно было без промедления углубить дно реки, чтобы возобновить активную торговлю с заграницей. С1870 года началось регулярное движение государственного пароходства в северном бассейне.
В 1887 году закончились работы по созданию государственного судоремонтного завода. Этот завод возник на месте сделавшей огромный вклад в дело отечественного кораблестроения Соломбальской судоверфи.
Остров Соломбальский, или Соломбала, отделен от города Архангельска протокой Северной Двины Кузнечихой. С двух других сторон остров омывается протоками Маймаксой и Повракулкой. В юго-западной части остров пересекается Соломбалкой и Повракулкой. Протяженность острова 8,5 верст. Остров делился на три малых острова: Банный, Никольский и Большой Соломбальский.
Истинной Соломбалки в настоящее время нет, она засыпана была в процессе строительства и расширения верфи.
Рукава Северной Двины Кузнечиха и Маймакса при слиянии своем образуют Лапоминскую гавань, где с давних пор приспособились и отстаивались купеческие и военные суда, находя здесь укрытия от весеннего ледохода.
В границы Архангельского порта, кроме Лапоминской и Повракульской гаваней, входили в прежние времена еще Ширшинский завод, Адмиралтейский, морской госпиталь и учебная батарея с пороховыми погребами.
До начала строительства судостроительной верфи на острове находилась деревня Соломбала, называвшаяся еще Терпиловым станом. На острове были обширные сенокосы. Крестьяне занимались здесь заготовкой сена и рыбными промыслами. Три тони: в реках Соломбалке и Курье; на Березовском устье; в Лапоминской гавани давали крестьянам довольно богатые уловы. Все эти земли писцом Мироном Вельяминовым в 1622 - 1623 гг. были записаны за крестьянином Борисом Ивановичем Коптяковым, десятским деревни Соломбалы.
Поводом к строительству крепости на Пур-Наволоке и пристаней для иностранных судов послужило, конечно же, не появление Ченслера в Белом море, а потери Иваном Грозным в Ливонской войне всех выходов к Балтийскому морю. Этим же и объясняется столь необычная спешка - поставить одним годом крепость вокруг Михайло-Архангельского монастыря и объявить ее городом, опорным пунктом на выходе в Белое море.
Чтобы привлечь иностранцев к новообразованному порту, русский царь даровал заморскому купечеству обширные льготы, что чрезвычайно стесняло русскую торговлю, русское купечество. Русские товары выменивались за бесценок.
Архангельский порт постепенно становился центром торговых сношений России с процветающей Европой. Административный центр поначалу был в Холмогорах, но уже к первому приезду Петра I в Архангельск - в 1693 году - в Архангельск ежегодно приходило до 40 заморских кораблей, и в Архангельске было 29 домов, принадлежавших иностранному купечеству.
Петр I прибыл в Архангельск 30 июля, в воскресенье, в 8 часов дня, как записано в "Высочайших пришествиях" архиепископом Афанасием, "и стругами изволил остановиться ниже города у Моисеева острова, и обитать изволил на том же острове в государских светлицах, на пришествие его государское новопостроенных".
19 сентября 1693 г. Петр I "изволил путешествовать от Архангельского города ко своему царствующему великому граду Москве".
Соломбальская судостроительная верфь была заложена в год приезда Петра I в Архангельск, но есть сведения, что попытку основать судостроение в Архангельске, именно на Соломбальском острове, предпринимал еще Борис Годунов в 1602 г. Более того, в "Описании Российской империи" Ивана Пушкарева говорится: "Как первый опыт кораблестроения, должно заметить постройку в Архангельске в 1581 году морского гальота. Его построили голландцы, и по два года производили на нем плавание по Белому морю, но в 1584 году гальот разбился, и строение кораблей не было продолжено". Если здесь нет никакой опечатки, то остается предполагать, что гальот был построен на одной из крестьянских верфей, которые издревле успешно работали на строительстве беломорских судов. Но в 1581 г. в Архангельске никакого строительства не могло быть, поскольку Архангельска еще не было.
Соломбальская верфь, заложенная в 1693 году, стала важным центром морского кораблестроения России. Она была крупнейшей мануфактурой феодального Севера России. В 1713 году на верфи работало 600 человек из посадских и крестьян. Временами на этом старейшем судостроительном предприятии России работало до 5 - 6 тыс. человек. К 1718 году было построено 12 кораблей. На верфи строились 32-, 52- и 74-пушечные корабли с экипажами до 450 человек. Эти корабли поступали в состав Балтийского флота и Северной флотилии. Проводка кораблей из Архангельска в Балтийское море совершалась вокруг Скандинавии. С 1801 по 1842 г. на Балтику таким образом было проведено 85 судов. Первая проводка была осуществлена в 1710 году.
Для обслуживания верфи работали лесопилки на Мосеевом острове, на реке Кузнечихе, в Ширше. На Мосеевом острове пильная мельница приводилась в действие силой ветра. В 1721 году Адмиралтейство построило вторую такую ветряную мельницу на высоком берегу Северной Двины.
Ширшинская мельница была водяной и принадлежала Сийскому монастырю. На ней работали приписные крестьяне, перерабатывали зерно на муку. В 1706 году эта мельница была взята в казну, переоборудована для "растирания бревен" на брусья и доски, продолжая молоть и зерно. В 1785 году она превратилась в крупный завод для обслуживания верфи. Здесь работали каменно-литейный, токарный, якорный, кузнечный цеха, в которых было занято до 250 человек. Завод производил платформы для пушек, гвозди, скобы, громоотводы и даже компасы. Металл доставлялся с Урала, от красноборских металлургов, с купеческих Усть-Сысольских заводов.
Соломбальская верфь за все время своего существования построила 500 судов различного типа: яхты, шнявы, флейты, брандеры, фрегаты, корабли, боты, гукоры, пинки, лихтеры и киль-лихтеры, бригантины, катера, канонерские лодки, шлюпы, плавучие батареи, тендеры.
Суда строились не только в Соломбале, но и в самом Архангельске, на Быку, в Маймаксе и во многих других прибрежных селениях: Вавчуге, Холмогорах, на Курострове, в Мезени, в Сии, на Соловках, в Пинеге, в Онеге, Солзе, Ширше, Кеми.
Названия судов "Святой Павел" и "Святой Петр" повторялись несколько раз: "Святой Павел" - не менее трех; "Святой Петр" - не менее семи.
Два или три корабля были названы именем "Соломбала" в разные годы. Давались имена городов: Полтава, Вологда, Кола, Устюг, Архангельск, Кронштадт, Каргополь, Холмогоры, Москва, Астрахань, Ревель, Саратов, Тверь, Берлин, Гамбург, Дрезден, Азов; частей света - Азия, Европа, Африка, Америка. Одно из судов, построенных в Соломбале в 1859 г., было названо именем "Ломоносов".
В XVII веке и до начала XVIII века через Архангельский торговый порт проходило до 85% внешнеторгового оборота России.
В 1785 году число постоянных жителей Соломбалы составляло 1253 мужского и 642 женского пола.
С 1777 по 1787 гг. иностранцы купили 70 кораблей архангельской постройки.
XVII и начало XIX века были периодом бурного развития купеческого парусного кораблестроения. В 1810 году архангелогородские купцы Попов и Куницын построили по 5 судов, Фонбрин - 4, Дубленый - 2, холмогорцы Кочнев, Ермолин и Кулаков - по одному судну, а всего за этот год было построено 21 судно.
В середине XIX века наступило резкое сокращение торгового морского судостроения на Архангельских верфях, а в 60-х годах почти прекратилось. В 1862 году высочайшим повелением упразднялся главный порт в Архангельске. Замерла на время и судостроительная верфь. Причина было в том, что деревянный флот выходил из употребления, требовались корабли с металлической обшивкой корпусов, но ни в Архангельске, ни в ближайшем расположении от него не было металлургических заводов, не было машиностроительных предприятий и даже не было надежной связи, скажем, железных дорог с промышленными центрами России. Во-вторых, интенсивная вырубка корабельных рощ вдоль Северной Двины способствовала быстрому ее обмелению, а по этой причине все труднее стало выводить построенные на Соломбальской верфи корабли. Как бы там ни было, а правительство России было крайне заинтересовано в валютных поступлениях в казну за счет экспорта российских товаров, в первую очередь, древесины. Поэтому вскоре на Северной Двине появились землечерпалки и земснаряды, купленные за границей за большие деньги. Нужно было без промедления углубить дно реки, чтобы возобновить активную торговлю с заграницей. С1870 года началось регулярное движение государственного пароходства в северном бассейне.
В 1887 году закончились работы по созданию государственного судоремонтного завода. Этот завод возник на месте сделавшей огромный вклад в дело отечественного кораблестроения Соломбальской судоверфи.
http://vk.com/club44709363
т.89522518122 *БОИНГ*Н419АМ
т.89522518122 *БОИНГ*Н419АМ
-
- супермодератор
- Сообщения: 946
- Зарегистрирован: 03 май 2011, 22:41
- Пол: Мужской
- Имя: Михаил
- Техника: Lada,hidea 4.
- Откуда: Архангельск,Соломбал
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 146 раз
- Контактная информация:
Re: история
Северная-двина
Исток Северной Двины - слияние рек Сухоны (слева) и Юга (сверху)
Исток Северной Двины - слияние рек Сухоны (слева) и Юга (сверху)
рыба всегда клюет вчера, завтра и на том берегу