история

Модератор: mishany

Аватара пользователя

Автор темы
Arkh-fishing
SuperAdmin
SuperAdmin
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 03 май 2011, 14:31
Пол: Мужской
Благодарил (а): 78 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

история

Сообщение Arkh-fishing » 04 май 2011, 08:22

Архангельская область — один из старейших регионов России. В верховьях Онеги обнаружены стоянки первобытных охотничье-рыболовецких племён эпохи неолита.

Заселение и хозяйственное освоение русскими побережий северных морей началось почти тысячу лет назад. Продвигаясь на Север по долинам Онеги и Северной Двины, новгородцы ещё в конце X века вышли к южным берегам Студёного (Белого) моря. Основой хозяйственной жизни здесь стало рыболовство, а позднее и морской зверобойный промысел. Исстари поморы занимались также земледелием и скотоводством. В поморских селениях столетиями совершенствовался и передавался из поколения в поколение опыт мореходства и промысла в водах сурового Заполярья. На своих лёгких парусных судах архангельские мореходы вышли в открытый океан, открыли многие полярные острова и основали поморские поселения на островах Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Моржовец.

На протяжении XII-XV вв. происходило освоение бассейна Северной Двины, Онеги, Мезени, островов Белого моря. Территория заселялась сначала новгородцами, затем переселенцами с верхней Волги. Через архангельские земли шло проникновение русских на Урал и в Зауралье. На пересечении торговых путей (пушнина, рыба, соль, хлеб, изделия из железа, льна) возникали новые поселения: Вельск (1137 г.), Шенкурск (1315 г.), Холмогоры (1328 г.), Каргополь (1380 г.), Сольвычегодск (1492 г.) и др.

На Большом Соловецком острове — крупнейшем острове архипелага — в 1429 г. был основан Соловецкий мужской монастырь, который играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. Велика была роль Соловецкого монастыря как пограничной северной крепости, не раз успешно отражавшей нападения шведов. В XVII в. это был один из центров раскола. В течение пяти веков Соловецкие острова использовались как место ссылки, в том числе для политических заключённых. После Октябрьской революции монастырь был упразднён. В 1967 г. здесь создан музей. В 1991 г. Соловецкий монастырь возвращён Русской православной церкви.

После установления морских торговых связей Русского государства с Англией и другими странами Западной Европы в 1584 г. по указу царя Ивана Грозного был основан первый морской порт в устье Северной Двины. Первоначально он назывался Новохолмогоры, а с 1613 г. — Архангельском. До возведения Петербурга Архангельск был единственным выходом к морю, центром судостроения (Соломбальская судоверфь) и внешнеторговым портом.

Новую страницу в истории Архангельского Севера открыли приезды Петр I в Архангельск в 1693, 1694 и 1702 годах. По воле царя-реформатора была возведена Новодвинская крепость, под стенами которой произошло сражение со шведами (25-26 июня 1701 года) — эта победа была первой в Северной войне. После этой битвы иностранные захватчики уже ни разу не осмеливались подойти к Архангельску с моря.

Архангельский край сыграл важную роль в освоении Арктики и побережья Европейского Севера и Сибири. Из Архангельска отправлялись многочисленные северные экспедиции (В. И. Беринга, В. А. Русанова, А. М. Сибирякова, Г. Я. Седова и др.). В XVII-XIX вв. поморы несли на просторы бескрайней Сибири и Русской Америки хлебопашество и ремёсла, искусство судостроения, усовершенствованные методы озёрно-речного и морского промыслов.

Уже в 1708 г. Архангельск стал центром одной из первых губерний, и своего значения в качестве региональной столицы и порта не утратил до сих пор. В конце XIX-начале XX в. это был крупный лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Помимо лесопиления, важную роль в северной экономике играли лесохимические, кожевенные и мукомольные производства. Большое значение для промышленного развития города и порта имело строительство в конце XIX века железной дороги, связавшей Архангельск с центром России и открывшей морской путь сибирскому хлебу за границу.

Близ Холмогор на о. Курострове в 1711 году родился М. В. Ломоносов.

Область образована в современных границах в 1937 году, до этого входила в Северный край (1929-1936 гг.) и Северную область (1936-1937 гг.).
Архангельские губернаторы

Указом Петра I в 1708 году было образовано 8 губерний, в их числе Архангельская. Губернатор назначался царём и предоставлял ему ежегодно отчёты о вверенной губернии. Он имел неограниченные права, ему подчинялась полиция, а в случае беспорядков и войска. В разные годы высшими административными лицами в губернии являлись губернаторы (1708-1780), генерал-губернаторы (1780-1796), военные губернаторы (1797-1807) и гражданские губернаторы (1780-1917).

Сначала губернаторы размещались в освобождаемых для них каменных домах или монастырских подворьях. В 20-х годах XIX века в Архангельске на углу Троицкого и Воскресенской специально построили губернаторский особняк с великолепным садом. Сейчас на фундаменте этого дома и Присутственных мест стоит здание областной администрации.

За два века на Севере сменилось около 80 губернаторов. Среди них были родовитые дворяне и офицеры из обедневших дворянских семей, достигшие высоких чинов, выходцы из ученого мира и бывшие декабристы. Губернаторы задерживались на одном месте не более 2-3 лет. Их назначали совершенно произвольно и постоянно передвигали по России. Часто в Архангельск назначали за какие-то провинности. Случалось, что некоторые отправлялись сюда ради получения высокого чина и материальных благ. Тем не менее, для большинства архангельское губернаторство стало проверкой профессионализма и административных способностей.
Архангельская область в советский период

23 сентября 1937 года ЦИК СССР утвердил постановление Всероссийского ЦИКа о разделении Северной области на Архангельскую с центром в г. Архангельске и Вологодскую с центром в г. Вологде.

На момент образования в состав Архангельской области входили: Ненецкий национальный округ и 30 районов: Березниковский (Виноградовский), Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Емецкий, Каргопольский, Карпогорский, Коношский, Котласский, Красноборский, Лальский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Няндомский, Онежский, Опаринский, Пинежский, Плесецкий, Подосиновский, Приморский, Приозерный, Ровдинский, Устьянский, Холмогорский, Черевковский, Шенкурский, Большеземельский, Канино-Тиманский и Нижне-Печорский.

Исполнительный комитет Архангельского областного Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов) являлся исполнительно-распорядительным органом, подотчетным Совету. Он был коллегиальным органом государственного управления, осуществляющим повседневное руководство всем хозяйственным и культурным строительством на территории области.
Председатели исполнительного комитета Архангельского областного Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов)

* КОЧУРОВ Григорий Федорович (октябрь 1937 — июль 1938)
* ЖИДИЛЯГИН Василий Филатович (июль 1938 — март 1939)
* ОГАРКОВ Михаил Андреевич (апрель 1939 — октябрь 1942)
* ФЁДОРОВ Александр Григорьевич (октябрь 1942 — ноябрь 1946)
* ЛАТУНОВ Иван Сергеевич (ноябрь 1946 — сентябрь 1948)
* МИНИН Пётр Васильевич (сентябрь 1948 — сентябрь 1952)
* МОЛИКОВ Сергей Иванович (сентябрь 1952 — март 1957)
* НОВИКОВ Константин Александрович (март 1957 — ноябрь 1960)
* АГИБАЛОВ Владимир Григорьевич (ноябрь 1960 — июнь 1965)
* КОСТРОВ Константин Константинович (июнь 1965 — июнь 1975)
* ТРЕТЬЯКОВ Виктор Михайлович (июнь 1975 — апрель 1990)
* БАЛАКШИН Павел Николаевич (апрель 1990 — октябрь 1991)

Главы админиcтрации Архангельской области

* БАЛАКШИН Павел Николаевич (1 октября 1991 — март 1996)
* ЕФРЕМОВ Анатолий Антонович (4 марта 1996 — 14 апреля 2004)
* КИСЕЛЁВ Николай Иванович (14 апреля 2004 — 14 апреля 2008)
* МИХАЛЬЧУК Илья Филиппович (с 18 апреля 2008 года по настоящее время)

В соответствии с проектом закона «О Правительстве Архангельской области» с 20 мая 2009 года высшее должностное лицо региона именуется «Губернатор Архангельской области».



Аватара пользователя

Автор темы
Arkh-fishing
SuperAdmin
SuperAdmin
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 03 май 2011, 14:31
Пол: Мужской
Благодарил (а): 78 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Сообщение Arkh-fishing » 11 ноя 2011, 12:39




Аватара пользователя

Dmitriy419
профи
Сообщения: 184
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 20:15
Пол: Мужской
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Сообщение Dmitriy419 » 30 янв 2012, 06:44

Северный край России. Беломорье... Земля первых российских мореходов, земля, где родился величайший русский ученый М. В. Ломоносов. Столицей Беломорья является Архангельск, город с почти полумиллионным населением.
Одно из первых упоминаний в истории российской о новом северном городе относится к 1584 году, когда была „писана на Москве" грамота царя Ивана Грозного двинским воеводам П. А. Нащекину и А. Н.Залешанину-Волохову с указанием „по¬ставить город". Воеводы „Архангельский город деревянной поставили однем годом на Пур Наволоке над Двиною рекою..." - сообщает двинский летописец. Первыми строениями вокруг Михаило-Архангельского монастыря были крепость, гостиные дворы для купцов и морская пристань.
Жизнь этого города на протяжении четырех веков связана с морем. В XVI - XVII веках он был единственным морским портом, через который широко велась торговля с европейскими странами. С конца XVII века здесь берет начало отечественное судо¬строение. После основания Петербурга архангельский морской порт теряет свое былое значение, но от его причалов в полярные исследовательские путешествия отправляются многие экспедиции, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пах¬тусова, Г. Я. Седова и другие.
В XIX - XX веках Архангельск развивается как крупный лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Нелегкий и упорный труд северян в первые годы Советской власти принес ему славу „валютного цеха страны".
Архангельск сегодня - развитый промышленный, научный и культурный город на европейском Севере нашей страны. Это крупнейший на Белом море морской и речной порт, железнодорожный узел, средоточие многих авиалиний. Его промышлен¬ность разнообразна, но ведущее место занимают отрасли, которые связаны с переработ¬кой древесины,- лесопильная, целлюлозно-бумажная, а также с морем - судостроитель¬ная и судоремонтная. Развита промышленность стройматериалов и пищевая.
В городе три музея, два профессиональных театра, Государственный академиче¬ский северный русский народный хор. В Архангельске находится один из центров худо¬жественных промыслов - объединение „Беломорские узоры".
Жители города бережно охраняют памятники архитектуры прошлого. Из сохранив¬шихся особенно примечателен Гостиный двор, построенный в XVII веке. Многие дере¬вянные и каменные архитектурные памятники, взятые под охрану государством, распо¬ложены вокруг Архангельска. Недалеко от города, в холмистой, поросшей густым лесом местности раскинулся „музей под открытым небом" - Малые Карелы. Над его созданием работали ученые, архитекторы, художники, энтузиасты, стремящиеся сберечь национальное наследие.


http://vk.com/club44709363
т.89522518122 *БОИНГ*Н419АМ

Аватара пользователя

Dmitriy419
профи
Сообщения: 184
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 20:15
Пол: Мужской
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Сообщение Dmitriy419 » 30 янв 2012, 06:45

СОЛОМБАЛЬСКАЯ СУДОВЕРФЬ


Остров Соломбальский, или Соломбала, отделен от города Архангельска протокой Северной Двины Кузнечихой. С двух других сторон остров омывается протоками Маймаксой и Повракулкой. В юго-западной части остров пересекается Соломбалкой и Повракул­кой. Протяженность острова 8,5 верст. Остров делился на три малых острова: Банный, Никольский и Большой Соломбальский.
Истинной Соломбалки в настоящее время нет, она засыпана была в процессе строительства и расширения верфи.
Рукава Северной Двины Кузнечиха и Маймакса при слиянии своем образуют Лапоминскую гавань, где с давних пор приспособились и отстаивались купеческие и военные суда, находя здесь укрытия от весеннего ледохода.
В границы Архангельского порта, кроме Лапоминской и Повракульской гаваней, входили в прежние времена еще Ширшинский завод, Адмиралтейский, морской госпиталь и учебная батарея с пороховыми погребами.
До начала строительства судостроительной верфи на острове находилась деревня Соломбала, называвшаяся еще Терпиловым станом. На острове были обширные сенокосы. Крестьяне занимались здесь за­готовкой сена и рыбными промыслами. Три тони: в реках Соломбалке и Курье; на Березовском устье; в Лапоминской гавани давали крестьянам довольно бо­гатые уловы. Все эти земли писцом Мироном Вельяминовым в 1622 - 1623 гг. были записаны за крестьянином Борисом Ивановичем Коптяковым, десятским деревни Соломбалы.
Поводом к строительству крепости на Пур-Наволоке и пристаней для иностранных судов послужило, конечно же, не появление Ченслера в Белом море, а потери Иваном Грозным в Ливонской войне всех выходов к Балтийскому морю. Этим же и объясняется столь необычная спешка - поставить одним годом крепость вокруг Михайло-Архангельского монастыря и объявить ее городом, опорным пунктом на выходе в Белое море.
Чтобы привлечь иностранцев к новообразованному порту, русский царь даровал заморскому купечеству обширные льготы, что чрезвычайно стесняло русскую торговлю, русское купечество. Русские товары выменивались за бесценок.
Архангельский порт постепенно становился цен­тром торговых сношений России с процветающей Европой. Административный центр поначалу был в Холмогорах, но уже к первому приезду Петра I в Архангельск - в 1693 году - в Архангельск ежегодно приходило до 40 заморских кораблей, и в Архангельске было 29 домов, принадлежавших иностранному купечеству.
Петр I прибыл в Архангельск 30 июля, в воск­ресенье, в 8 часов дня, как записано в "Высочайших пришествиях" архиепископом Афанасием, "и стругами изволил остановиться ниже города у Моисеева острова, и обитать изволил на том же острове в государских светлицах, на пришествие его государское новопостроенных".
19 сентября 1693 г. Петр I "изволил путешествовать от Архангельского города ко своему царствующему великому граду Москве".
Соломбальская судостроительная верфь была за­ложена в год приезда Петра I в Архангельск, но есть сведения, что попытку основать судостроение в Архангельске, именно на Соломбальском острове, предпринимал еще Борис Годунов в 1602 г. Более того, в "Описании Российской империи" Ивана Пушкарева говорится: "Как первый опыт кораблестроения, должно заметить постройку в Архангельске в 1581 году морского гальота. Его построили голландцы, и по два года производили на нем плавание по Белому морю, но в 1584 году гальот разбился, и строение кораблей не было продолжено". Если здесь нет ни­какой опечатки, то остается предполагать, что гальот был построен на одной из крестьянских верфей, которые издревле успешно работали на строительстве беломорских судов. Но в 1581 г. в Архангельске никакого строительства не могло быть, поскольку Архангельска еще не было.
Соломбальская верфь, заложенная в 1693 году, стала важным центром морского кораблестроения Рос­сии. Она была крупнейшей мануфактурой феодального Севера России. В 1713 году на верфи работало 600 человек из посадских и крестьян. Временами на этом старейшем судостроительном предприятии России работало до 5 - 6 тыс. человек. К 1718 году было построено 12 кораблей. На верфи строились 32-, 52- и 74-пушечные корабли с экипажами до 450 человек. Эти корабли поступали в состав Балтийского флота и Северной флотилии. Проводка кораблей из Архан­гельска в Балтийское море совершалась вокруг Скандинавии. С 1801 по 1842 г. на Балтику таким образом было проведено 85 судов. Первая проводка была осуществлена в 1710 году.
Для обслуживания верфи работали лесопилки на Мосеевом острове, на реке Кузнечихе, в Ширше. На Мосеевом острове пильная мельница приводилась в действие силой ветра. В 1721 году Адмиралтейство построило вторую такую ветряную мельницу на вы­соком берегу Северной Двины.
Ширшинская мельница была водяной и принад­лежала Сийскому монастырю. На ней работали приписные крестьяне, перерабатывали зерно на муку. В 1706 году эта мельница была взята в казну, пере­оборудована для "растирания бревен" на брусья и доски, продолжая молоть и зерно. В 1785 году она превратилась в крупный завод для обслуживания верфи. Здесь работали каменно-литейный, токарный, якорный, кузнечный цеха, в которых было занято до 250 человек. Завод производил платформы для пушек, гвозди, скобы, громоотводы и даже компасы. Металл доставлялся с Урала, от красноборских металлургов, с купеческих Усть-Сысольских заводов.
Соломбальская верфь за все время своего суще­ствования построила 500 судов различного типа: яхты, шнявы, флейты, брандеры, фрегаты, корабли, боты, гукоры, пинки, лихтеры и киль-лихтеры, бригантины, катера, канонерские лодки, шлюпы, плавучие батареи, тендеры.
Суда строились не только в Соломбале, но и в самом Архангельске, на Быку, в Маймаксе и во многих других прибрежных селениях: Вавчуге, Холмогорах, на Курострове, в Мезени, в Сии, на Соловках, в Пинеге, в Онеге, Солзе, Ширше, Кеми.
Названия судов "Святой Павел" и "Святой Петр" повторялись несколько раз: "Святой Павел" - не менее трех; "Святой Петр" - не менее семи.
Два или три корабля были названы именем "Соломбала" в разные годы. Давались имена городов: Полтава, Вологда, Кола, Устюг, Архангельск, Кронштадт, Каргополь, Холмогоры, Москва, Астрахань, Ревель, Саратов, Тверь, Берлин, Гамбург, Дрезден, Азов; частей света - Азия, Европа, Африка, Америка. Одно из судов, построенных в Соломбале в 1859 г., было названо именем "Ломоносов".
В XVII веке и до начала XVIII века через Архангельский торговый порт проходило до 85% внешне­торгового оборота России.
В 1785 году число постоянных жителей Соломбалы составляло 1253 мужского и 642 женского пола.
С 1777 по 1787 гг. иностранцы купили 70 кораблей архангельской постройки.
XVII и начало XIX века были периодом бурного развития купеческого парусного кораблестроения. В 1810 году архангелогородские купцы Попов и Куницын построили по 5 судов, Фонбрин - 4, Дубленый - 2, холмогорцы Кочнев, Ермолин и Кулаков - по одному судну, а всего за этот год было построено 21 судно.
В середине XIX века наступило резкое сокращение торгового морского судостроения на Архангельских верфях, а в 60-х годах почти прекратилось. В 1862 году высочайшим повелением упразднялся главный порт в Архангельске. Замерла на время и судостро­ительная верфь. Причина было в том, что деревянный флот выходил из употребления, требовались корабли с металлической обшивкой корпусов, но ни в Архангельске, ни в ближайшем расположении от него не было металлургических заводов, не было маши­ностроительных предприятий и даже не было надежной связи, скажем, железных дорог с промышленными центрами России. Во-вторых, интен­сивная вырубка корабельных рощ вдоль Северной Двины способствовала быстрому ее обмелению, а по этой причине все труднее стало выводить построенные на Соломбальской верфи корабли. Как бы там ни было, а правительство России было крайне заинтересовано в валютных поступлениях в казну за счет экспорта российских товаров, в первую очередь, древесины. Поэтому вскоре на Северной Двине появились землечерпалки и земснаряды, купленные за границей за большие деньги. Нужно было без промедления углубить дно реки, чтобы возобновить активную торговлю с заграницей. С1870 года началось регулярное движение государственного пароходства в северном бассейне.
В 1887 году закончились работы по созданию государственного судоремонтного завода. Этот завод возник на месте сделавшей огромный вклад в дело отечественного кораблестроения Соломбальской судоверфи.


http://vk.com/club44709363
т.89522518122 *БОИНГ*Н419АМ

Аватара пользователя

mishany
супермодератор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 03 май 2011, 22:41
Пол: Мужской
Имя: Михаил
Техника: Lada,hidea 4.
Откуда: Архангельск,Соломбал
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 146 раз
Контактная информация:

Re: история

Сообщение mishany » 09 апр 2013, 19:02

Северная-двина
География

Длина — 744 км, длина с Сухоной — 1300 км, длина с Вычегдой — 1803 км. По данным государственного водного реестра[1] длина водного пути р. Кубена — оз. Кубенское — р. Сухона — р. Северная Двина составляет 1683 км. Площадь бассейна — 357 тыс. км².
Малая Северная Двина образуется слиянием рек Сухона и Юг (у города Великий Устюг в Вологодской области). Далее течёт на север, в Архангельскую область. Возле города Котлас Малая Северная Двина сливается с Вычегдой (следует отметить, что Вычегда при слиянии несёт больше воды, чем Малая Северная Двина), после чего поворачивает на северо-запад, а затем постепенно на север. Почти на самом севере сливается с Пинегой. Дельта Северной Двины (площадь дельты около 900 км²) начинается от Новодвинска. Возле Архангельска и Северодвинска впадает в Двинскую губу Белого моря. Ниже впадения Пинеги Северная Двина разбивается на протоки с многочисленными островами, ширина долины возрастает до 18 км. У Архангельска река ещё раз собирается в одно русло, а ниже города образует дельту пл. 900 км², состоящую из нескольких рукавов.
В устюжской летописи о Северной Двине записано: «Реки Юг и Сухона, совокупившиеся воедино слияние, третью реку из себя производят, которая особенно восприемлет именование Двина, потому наречеся, что сдвинулись две и производят из себя третью… Сия река Двина… простирается от горы Гледен на шестьсот вёрст и далее и впадает в великое море-океан, в Соловецкую пучину».
Изображение
Исток Северной Двины - слияние рек Сухоны (слева) и Юга (сверху)


рыба всегда клюет вчера, завтра и на том берегу Изображение

Ответить

Вернуться в «История города и района»