п.Палово

Модератор: mishany

Аватара пользователя

Автор темы
mishany
супермодератор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 03 май 2011, 22:41
Пол: Мужской
Имя: Михаил
Техника: Lada,hidea 4.
Откуда: Архангельск,Соломбал
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 146 раз
Контактная информация:

п.Палово

Сообщение mishany » 18 ноя 2013, 13:37

Изображение
Изображение
Посёлок Палово был основан в 1949 году. Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги – 1951 год. Подвижной состав завозился частично тракторами от ближайшей пристани на Северной Двине, частично – со станции Холмогорская (через Брин-Наволок).

В 5-6 километрах от Палово был построен посёлок Удибье, там находились общежития. Посёлок был закрыт в 1956 году, вместо него стал строиться другой, более отдалённый лесной посёлок – Обoкша. Он был предназначен для постоянного проживания.

Рaкульский лесопункт, управление которого находилось в Палово, в то время относился к Орлецкому леспромхозу. В 1976 году лесопункт был передан Емецкому леспромхозу.

Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес сплавлялся по реке Обокша методом молевого сплава (россыпью) в период высокой воды – весной и в начале лета. Сплав производился не только из Палово, но и из посёлка Обокша.

В пассажирском движении между Палово и Обокшей вплоть до закрытия посёлка Обокша в 1973 году использовались мотовозы МД54-4.

На пике развития узкоколейной железной дороги расстояние от Палово до наиболее удалённых веток составляло около 60 километров. Узкоколейная железная дорога приблизилась к магистральной железнодорожной линии Обозерская – Архангельск. При работе в лесу можно было слышать шум проходящих по ней поездов.

Нижний склад в Палово имел слабое техническое оснащение. По воспоминаниям жителей посёлка, на нём никогда не было подъёмных кранов.

В 1985 году молевой сплав был запрещён. После этого лес из Палово стали возить автолесовозами («МАЗами») к пристани на Северной Двине. При перегрузке леса из сцепов в автомобили использовались челюстные погрузчики на гусеничном ходу.

В 1994 году Ракульский лесопункт был закрыт, вывозка леса по узкоколейной железной дороге прекратилась. Вскоре были разобраны многие участки узкоколейной железной дороги. Депо в посёлке Палово было разрушено, механический цех сгорел. Тепловозы частично увезли в Казенщину, на Пионерскую узкоколейную железную дорогу, частично – на другие узкоколейные железные дороги.

Достаточно продолжительное время сохранившиеся участки узкоколейной железной дороги использовались жителями посёлка Палово для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. В 2002 (?) году последние участки пути были разобраны. При разборке использовался трактор.

По состоянию на июль 2005 года, в посёлке Палово от узкоколейной железной дороги осталось немногое: площадка бывшей станции, на которой встречаются отдельные сохранившиеся шпалы, здание бывшей диспетчерской (?), несколько кабин тепловозов ТУ6А (ТУ7А, ТУ8), фрагменты пассажирских вагонов, крытый грузовой вагон, превращённый в хозяйственное помещение. Кабины тепловозов, превращённые в хозяйственные помещения, можно найти и в соседнем населённом пункте Осередок (Ракула), расположенном на берегу Северной Двины. По трассе разобранной узкоколейной железной дороги частично проложена автодорога.


рыба всегда клюет вчера, завтра и на том берегу Изображение

Вернуться в «Холмогорский р-он»